Структура

Наверх
Векслер Юлия Сергеевна
Ученая степень - доктор искусствоведения

В 1994 году закончила Нижегородскую консерваторию под руководством В.М.Федорова и в 1997 году - аспирантуру под руководством доктора искусствоведения, профессора С.И. Савенко. С 2000 года преподает в Нижегородской консерватории им. М.И.Глинки. За период преподавания было подготовлено 19 дипломников и четыре кандидата искусствоведения (О. Осецкая, О. Тарасова, Г. Анохина, И. Родионова). 

Сфера научных интересов Ю.С. – австрийская музыка первой половины ХХ века, нововенская школа, жизнь и творчество Альбана Берга. Тема кандидатской диссертации: «Символика в музыке Альбана Берга» (защищена в 1998 году). В процессе подготовки диссертации, а также в последующие годы Ю.Векслер неоднократно стажировалась за рубежом при поддержке Фонда Альбана Берга (Alban Berg Stiftung), Германской службы академических обменов (DAAD), Австрийской службы академических обменов (ÖAD). Благодаря этим стажировкам была получена счастливая возможность работать с архивом Альбана Берга и другими ценнейшими неопубликованными материалами  в венской квартире-мемориале композитора, в музыкальном собрании Австрийской национальной библиотеки, в Городской и земельной библиотеке Вены. Результаты стажировок отразились в большом количестве публикаций о нововенской школе, посвященных проблемам музыкальной текстологии и творческого процесса,  теории интерпретации, культурному контексту, эпистолярному наследию А.Шенберга и А.Берга. Важнейшей среди них стала монография «Альбан Берг и его время: опыт документальной биографии» (СПб., «Композитор», 2009), в которой собран большой круг не опубликованных на русском языке материалов об Альбане Берге (письма, дневники, воспоминания  современников, рецензии и наброски), воссоздается культурная атмосфера Вены рубежа XIX–XX веков, эпохи Первой мировой войны, 1920-х–1930-х годов, впервые освещаются некоторые важные стороны деятельности и взглядов композиторов нововенской школы, а также обстоятельства смерти Берга и судьба его наследия. На основе монографии в 2011 году была защищена докторская диссертация. В 2017 году вышла в свет вторая монография «О композиционном процессе Альбана Берга».

Ю.С. Векслер неоднократно выступала с докладами на научных конференциях в разных городах России и за рубежом, в том числе на конференциях Symmetry Festival 2013 (Делфт, Нидерланды), «Слово и музыка» памяти А.В.Михайлова, «Оркестр. Инструменты. Партитура», «Густав Малер и музыкальная культура его времени», юбилейных конференциях И.А.Барсовой, конгрессах Общества теории музыки, конференциях «Музыка-философия-культура», «Оперный театр: история и современность» (МГК им. П.И.Чайковского), «Музыковедческий форум» (ГИИ-РАМ им. Гнесиных), «Опера в музыкальном театре: история и современность», «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора» (РАМ им. Гнесиных),  «Музыка в культурном пространстве Европы-России: событие, личность, история» (Санкт-Петербург), «Текст художественный: грани интерпретации», «В пространстве смыслов: текст и интертекст» (Петрозаводск),  была постоянной участницей проекта «Искусство ХХ века», который проходит в Нижегородской консерватории. Участница проектов DFG «Русско-немецкие музыкальные встречи» (Ганновер), «Лаборатория современного зрителя» (Москва).
Векслер Юлия Сергеевна
Должность
Профессор кафедры истории музыки
Ученая степень
Доктор искусствоведения
Ученое звание
Профессор по кафедре истории музыки
Преподаваемые дисциплины
Методология музыковедческого исследования, Введение в специальность, Специальный класс, Музыкально-теоретические системы, История зарубежной музыки, Профессиональная и педагогическая подготовка, История современной музыки, Художественные направления ХХ - ХХI веков, ХХ век в зеркале музыкального театра

Основные сочинения

Книги:
  • Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии. СПб., 2009. 45, 5 п.л.
  • О композиционном процессе Альбана Берга. Нижний Новгород, 2017. 8, 8 п.л.
Статьи:
  • За гранью музыкального (размышления о символике в музыке Альбана Берга)// Музыкальная академия. 1997. № 2. 1, 5 п.л.
  • Апокалипсис духа: о библейской символике в опере «Воццек» Альбана Берга //Музыкальная академия. 1997. № 3. 1,5 п.л.
  • Мир композитора Альбана Берга: между иллюзией и реальностью //Искусство ХХ века: конец эпохи? Т. 1. Нижний Новгород. 1997. 0,5 п.л.
  • Неисправимый романтик ХХ столетия: романтические традиции в музыке Альбана Берга // Романтический музыкальный мир: от прошлого к будущему». Ростов-на-Дону. 1998. 0,5 п.л.
  • Берг и Шёнберг: драма художнической дружбы// Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений». Нижний Новгород 1999. 0, 8 п.л.
  • От «Воццека» к «Лулу»: об оперных замыслах Альбана Берга // Музыкальная академия. 1999 № 3. 2 п.л.
  • Свое и чужое в музыкальной автобиографии Альбана Берга // Свое и чужое в европейской культурной традиции // Нижний Новгород. 1999. 0,3 п.л.
  • Arnold Schönberg: Gestern, heute, morgen // Österreichische Musikzeitschrift. 2000. № 4.
  • «Die drei W»: Zu einem Opernplan Alban Bergs //Jahrbuch 2000 des Staatlichen Instituts für Musikforschung PK. Berlin 2000
  • Новая музыка и карнавал: Журнал “Abbruch” (Вена 1924-1925) // Искусство ХХ столетия: парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород. 2001. 0,5 п.л.
  • «Лестница Иакова» Арнольда Шёнберга: на пути к «музыке будущего» //Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Москва. 2002. 0,5 п.л.
  • Оперные планы Альбана Берга // Слово и музыка. Сб. ст.. Москва.. 2002. 0,5 п.л.
  • Альбан Берг и его кумиры // Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. Москва. 2002. 0,5 п.л.
  • Адорно и Берг: страницы переписки //Музыкальная академия. 2003. № 1-2. 5 п.л.
  • От «провального успеха» к «публичному одиночеству». Новая музыка в Вене в начале ХХ столетия // Искусство ХХ века: элита и массы. Нижний Новгород. 2004. 0,5 п.л.
  • Музыкальная проза между апологией и экзегезой, или «Почему музыка Шёнберга воспринимается с таким трудом» // Владимир Михайлович Цендровский. Музыкант. Педагог. Ученый. К 80-летию со дня рождения. Приветствия. Статьи. Материалы. Нижний Новгород. 2004. 0,5 п.л.
  • Берг и Шёнберг. Страницы переписки // Музыкальная академия. 2004. № 2-3 3 п.л.
  • «Лулу» Альбана Берга. Проблема завершения как исторический феномен.// Музыка эпохи Кафки. Нижний Новгород. 2005. 0,3 п.л.
  • Музыка Берга в диалоге научных парадигм // Гармония и дисгармония в искусстве. Нижний Новгород. 2007. 0,5. п.л.
  • Слово в творческом процессе Альбана Берга // Слово и музыка. Сб. ст.. М., 2008. 0,5 п.л.
  • Зома Моргенштерн. Альбан Берг и его кумиры. Главы из книги // Музыкальная академия. 2006. № 2, 4. 2 п.л.
  • «Против своей и вашей воли он здесь, чтобы вести вас…». «Лестница Иакова» Арнольда Шёнберга // Гнозис/Gnosis 12. М., 2006. 1 п.л.
  • О теории интерпретации новой венской школы // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Нижний Новгород. 2007. 0,5 п.л.
  • Моцарт и Шёнберг // Моцарт в России. Сб. ст. Нижний Новгород. 2006. 0,3 п.л.
  • Первая камерная симфония А.Шенберга. К проблеме версий // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова. М., 2009 0,5 п.л.
  • Альбан Берг и Густав Малер // Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь 150-летия со дня рождения Г.Малера и 125-летию со дня рождения А.Берга. материалы международной научной конференции. М., 2013. С. 281-292. 0,6 п.л.
  • Йозеф Маттиас Хауэр: « атональный минималист»// Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 50-61. 0,7. п.л.
  • Научная рецепция А.Берга: парадигмы, тенденции, методы // Материалы конференции «Музыкальная наука на постсоветском пространстве 2010» РАМ им. Гнесиных. http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/01/Vexler.pdf 1,5 п.л.
  • Альбан Берг и Италия// Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. № 5. С. 8-12. 0,5 п.л.
  • «Ночь (Ноктурн)». О неизвестной театральной пьесе А.Берга // Музыка в культурном пространстве Европы—России: События. Личность. История. СПб.:, РИИИ, 2014. С. 236-259. 1 п.л.
  • «Служить духу формой и цветом…» Йозеф Маттиас Хауэр и Йоханнес Иттен // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 2. С. 55-60. 0,5 п.л.
  • Берг и Стриндберг: к проблеме австрийской рецепции «северного модерна» // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы. Н.Новгород: Деком, 2013. С. 105-108. 0,3 п.л.
  • Symmetry in Alban Berg’s Music // Symmetry: Culture and Science, Volume 24, Numbers 1-4, pages 1-512 (2013). Symmetry Festival 2013. P. 374-390. 0,6 п.л.
  • «Некоторые аспекты композиционного процесса А.Берга в контексте музыкально-теоретических систем начала ХХ века.» // Текст художественный: грани интерпретации. Сб. научных статей по материалам международной конференции. Петрозаводск: Verso, 2014. С.69-84. 0,5 п.л.
  • Другой «Воццек». О неизвестной опере Манфреда Гурлитта // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 2. С. 72-79. 0,5 п.л.
  • «Мертвый город»… Брюгге в романе Ж.Роденбаха и опере Э.В.Корнгольда // Научный вестник Московской консерватории. № 3. 2014. С. 92-107. 0,7 п.л.
  • Тема «Научная рецепция Альбана Берга на Западе» в курсе методологии музыкознания // «Образование в сфере искусства: современный контекст». 2014. № 1. С. 56-60. 0,4 п.л.
  • Музыка-послание и музыка-автобиография: об актуальности «старой» музыкальной герменевтики // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2015. № 1. С. 11-19. 0,5 п.л.
  • Альбан Берг о технике музыкального сочинения: pro mundo-pro domo // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора: Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / сост. Л.Л. Гервер. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. – 274 с. С. 158-170. 0,6 п.л.
  • О двух венских школах 12-тоновой техники: Шёнберг vs. Хауэр // журнал ОТМ. ВЫПУСК 2015 / 3 (11). C. 1-11. 0,8 п.л.
  • Ожившие машины на оперной сцене. О «Машинисте Хопкинсе» Макса Бранда // Опера в музыкальном театре: История и современность. Материалы Международной научной конференции 12-13 октября 2015 г. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 2016. С.320-331. 0,5 п.л.
  • «Маленький памятник большой любви…» О внемузыкальном в струнных квартетах А.Берга и Л.Яначека // В пространстве смыслов: текст и интертекст. Сб. ст. Петрозаводск: Verso, 2016. С. 292-301. 0,5 п.л.
  • Запад и Восток в музыке и философии Й.М.Хауэра // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской гос. консерватории им. Глинки. Сб. статей. Т. 1. НН.: Издательство Нижегородской консерватории, 2016. С. 112-121. 0,5 п.л.
  • Возвращаясь к биографии Альбана Берга // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2016. № 4 (19). С. 3-14. 0,6 п.л.
  • К истории российских публикаций Альбана Берга // Научный вестник Московской консерватории. 2017. № 1. С. 112-123. 0,75 п.л.
  • Тристановский топос в творчестве Альбана Берга // Современные проблемы музыкознания. 2017.№ 2. С. 76-98. 0,6 п.л.
  • О шубертианстве Эрнста Кшенека // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017 № 4. С. 24-30. 0,5 п.л.
Рецензии:
  • Путь музыканта (рецензия на книгу Г.Малер. Письма) // Музыкальная академия. 2007 . № 2. 0,5 п.л.
  • Шёнберг о стиле и мысли (рецензия на книгу А.Шенберг. Стиль и мысль) // Музыкальная академия. 2008. № 1. 0,5 п.л.
  • «Воццек» в Большом: post festum // Музыкальная академия, 2010. № 1.
  • 1 п.л.
  • Запоздавший романтик Александр Цемлинский // Музыкальная жизнь. № 10. 2014. С.80-81. 0,3 п.л.
  • Две жизни Иосифа Шиллингера. Рецензия на книгу: Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 3. С. 173-181. 0,5 п.л.
Статьи в энциклопедиях:
  • Альбан Берг // Большая российская энциклопедия. Т.3. М., 2005. 0,2 п.л.
Переводы:
  • Экхард Йон. Оркестры без дирижера. Московский Персимфанс (1922-1933) и его последователи // Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. Москва. 2002. 0,5 п.л.
  • Константин Флорос. Тайные программы в инструментальной музыке // Opera musicologica, № 4 [34], 2017. С. 35-43. 0,5 п.л.