Структура

Наверх
Медведева Юлия Петровна
Ученая степень - кандидат искусствоведения

Ю.П. Медведева родилась и училась в Нижнем Новгороде. Закончила с отличием композиторско-музыковедческий факультет, а затем аспирантуру Нижегородской Государственной консерватории им. М.И. Глинки под руководством профессора Б.Ф. Егоровой. В годы учебы стала лауреатом 1 премии Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ им. Гнесиных, 1996), дважды становилась лауреатом стипендии им. академика Г.А. Разуваева (2000, 2001). В 2002 г. в РАМ им. Гнесиных защитила кандидатскую диссертацию "Оркестровые жанры в западноевропейской опере начала ХХ века".

С 2000 г. преподает на кафедре истории музыки Нижегородской консерватории. Ведет курсы «История зарубежной музыки», «Оперная драматургия», «Лекторская подготовка», «Лекторская практика», «Специальный класс», руководит работой аспирантов. Выступает как лектор-музыковед в концертах, циклах и абонементах, проводимых ННГК им. Глинки, Нижегородским отделением Союза композиторов, Нижегородским театром оперы и балета им. Пушкина.

Научные интересы Ю.П. Медведевой связаны с изучением истории и теории оперы, взаимодействием музыкальных культур Востока и Запада, западноевропейской музыкой конца XIX – начала ХХ вв. Является автором более 40 научных статей, была участником более 20 конференций. В частности, принимала участие в международных конференциях «Семантика музыкального языка», «Опера в музыкальном театре: история и современность», «Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных», «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы» (РАМ им. Гнесиных), «Музыка в диалоге культур и цивилизаций», «Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы», «Диалектика классического и современного в музыке: актуальные векторы исследования» (ННГК им. Глинки), «Россия – Япония – КНР – Республика Корея» (Новосибирская гос.консерватория им. Глинки) и т.д. Являлась участником серии международных научно-художественных проектов Нижегородской консерватории «Искусство ХХ века» и «Свое и чужое в европейской культурной традиции».

Учебное пособие Ю.П. Медведевой по Оперной драматургии «Сюжетная организация оперы» (Н.Н., 2007) рекомендовано УМО РФ для студентов высших учебных заведений.

В 2017-2019 гг. Ю.П. Медведева являлась приглашённым доцентом Института музыки при Чунцинском педагогическом университете и провела в Китае серию лекций и мастер-классов.

Под руководством Ю.П. Медведевой подготовлено и защищено 2 кандидатских диссертации: У Цзин Юй (2013) и Му Цюаньчжи (2018).

Среди учеников Специального класса Ю.П. Медведевой – лауреат XXVIII и XXIX Международных конкурсов научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва, РАМ им. Гнесиных) В. Макарова. Студенты И. Шалина, О. Алфёрова, К. Егорова, В. Макарова принимали участие в научных конференциях международного и российского уровня и имеют публикации в научных журналах и сборниках.

Медведева Юлия Петровна
Должность
Доцент кафедры истории музыки
Ученая степень
Кандидат искусствоведения
Ученое звание
Доцент по специальности "Музыкальное искусство"
Преподаваемые дисциплины
Специальный класс: музыковедение, Профессиональная и педагогическая подготовка, Оперная драматургия, Лекторская подготовка, Лекторско-филармоническая практика

Основные сочинения

Учебные пособия:

Сюжетная организация оперы. Учебно-методическое пособие по курсу «Основы оперной драматургии». Рекомендовано УМО. Н.Н., 2012. – 2,1 п.л.

Научные статьи:

1.     Оркестровые интерлюдии в «Пеллеасе» Дебюсси: в диалоге с вагнеровской традицией // Искусство ХХ в.: диалог эпох и поколений: Т.1. Н.Новгород, 1999.

2.     Оркестровые жанры в опере начала ХХ в. (на материале «Саломеи» и «Электры» Р.Штрауса) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Н.Новгород, 1999.

3.     Оркестровые интерлюдии в «Пеллеасе и Мелизанде» Дебюсси и искусство книжной иллюстрации рубежа XIX-XX вв. // Четвертая Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Часть II. Н.Новгород, 2000.

4.     Идеи иррационализма в европейской музыкальной культуре и проблемы современной духовности // Духовный мир человека: проблемы и перспективы. Н.Новгород, 2000.

5.     Танцы Саломеи и Электры Р.Штрауса в контексте культуры начала ХХ в. // Свое и чужое в европейской культурной традиции. Литература. Язык. Музыка. Н.Новгород, 2000.

6.     Иррационализм и опера: к проблеме некоммуникативности музыкального театра начала ХХ в. // Междисциплинарный семинар – 3. Сборник материалов. Петрозаводск, 2000. (10 /0,2 п.л.)

7.     Жанр оркестрово-хореографической фантазии в творчестве Р.Штрауса // Пятая Нижегородская сессия молодых ученых: Гуманитарные науки. Н.Новгород, 2001.

8.     К проблеме музыкальной эстетики Франца Шрекера // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Астрахань, 2001.

9.     Оркестровый монолог в опере начала ХХ в. как метажанр // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования. Челябинск, 2001.

10.  Пространство и время в оркестровых эпизодах оперы // Культура. Искусство. Образование. Смоленск, 2001.

11.  Музыкальное воплощение бессознательного в опере Ф.Шрекера «Дальний звон». // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Вып. 2. Н.Новгород, 2002.

12. От «вчувствования» – к абстракции (о судьбе оркестровых жанров в опере первой половины ХХ в.). //Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Вып. 3. Н.Новгород, 2002.

13. Символическая картинность в оркестровых эпизодах оперы Ф.Шрекера «Дальний звон» // Шестая Нижегородская сессия молодых ученых: Гуманитарные науки. Н.Новгород, 2002.

14. «Высвобождение таинственного». Об опере Франца Шрекера «Дальний звон» // Музыкальная академия: 2003: №1.

15. «Вегетативные» формы в «Дальнем звоне» Шрекера: семантика и принципы организации // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.

16. Интерпретация сюжетного первоисточника в опере начала ХХ века. // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Н.Новгород, 2006.

17. Библейская история под знаком иррационального: музыкальное отражение бессознательного в опере Р.Штрауса «Саломея»// Христианские образы в искусстве: Вып. 170. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007.

18. Понятия «фабула» и «сюжет» в учебном курсе оперной драматургии. // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» Вып. 3(15) 2010.

19. От «случайного» к упорядоченному: об эволюции структурной организации оркестровых жанров в опере первой половины ХХ века. // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Н.Новгород, 2011.

20. Французская и немецкая Саломеи: Флоран Шмитт vs Рихард Штраус. // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» Вып. 3 (19) 2011.

21. Оркестровые жанры оперы начала ХХ века: исторический очерк // Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования, 2011.

22. «Русский след» в творчестве Дебюсси. // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы. Н.Новгород, 2013.

23. Драматургические функции оркестровых жанров в опере // О.В.Соколову посвящается: Статьи, воспоминания. Н.Н., ННГК им.Глинки, 2013.

24. Музыкальные символы иррационального в операх Франца Шрекера // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Астрахань, 2013.

25. Сюжет «Турандот» Дж. Пуччини в контексте китайской культуры (в соавторстве с У Цзин Юй) // «Музыковедение», 2014, №2.

26. «Турандот» Дж.Пуччини – Хао Вэйя: китайская интерпретация финала (в соавторстве с У ЦзинЮй) // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» 2014, №1 (31).

27. Оперная сюжетика: к проблеме специфики и типологии // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» №2 (32), 2014.

28. Оперная драматургия: программа курса и методические рекомендации для студентов. Н.Н., 2014.

29.  «Таинственно-психическое» в оперном творчестве Ф.Шрекера // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации: Ч.2. Самара, 2015.

30. Типология музыковедческих выступлений в учебном курсе Лекторской подготовки // «Музыкальное образование и наука» 2015, №1 (2).

31. Курс Оперной драматургии: особенности планировки и виды аудиторной работы // «Образование в сфере искусства»: №3 (6) 2015.

32. Вступительная статья и редактирование текста книги: У Цзин Юй «Опера Дж.Пуччини “Турандот” сквозь призму китайской культуры». Монография под ред. Ю.П. Медведевой. Н.Н., 2015.

33. Опера «с китайским акцентом». О жанровой специфике сицюй // «Музыка в диалоге культур и цивилизаций». Н.Н., 2016.

34. У истоков романтического Востока: опера Ф. Шуберта «Фьеррабрас» // «Актуальные проблемы высшего образования», 2017, №4 (46).

35. Между Востоком и Западом: скрипичный концерт Хэ Чжаньхао и Чэнь Гана «Влюблённые-бабочки» (Лян Чжу») (в соавторстве с Му Цюаньчжи) // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», 2018, №2 (48).

36. Развитие скрипичного искусства в Китае во второй половине XIX – начале ХХ вв. (в соавторстве с Му Цюаньчжи) // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры», Самара, 2019.

37. Судьбы российской музыкальной синологии в контексте советско-китайских отношений 1920-1940-х гг. (в соавторстве с У Цзин Юй) // «Музыковедение», 2019, №10.

38. Chinoiserie в западноевропейской опере XVIII века // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции: Том 1. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019.

39. «Китайский стиль» в музыке рубежа XIX - ХХ века // Современные проблемы музыкознания. 2020, №2.

40. Опера А. Вивальди «Теудзон»: поиск европейских идеалов «на чужой территории» // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. М, 2020.

41. Рецепция китайской культуры в отечественном музыкальном театре 1910-1920-х годов // Сборник материалов Международной конференции «Россия – Япония – КНР – Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества». Новосибирск, 2021.

42. Китай в русской музыке второй половины XIX – начала ХХ вв. // Вестник музыкальной науки. 2021, №1.